МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 

 

Сколько бы ни было бессмысленно растраченного времени,
тупости, невежества, злоупотреблений, сколько бы ни было
огорчений, все можно вынести, потому что нет ничего
более прекрасного, чем школа. В каждом классе,
на каждом этаже здесь происходит нечто
очень важное – молодежь вступает в мир знаний.
Вот почему мне удается выстоять…
Бел Кауфман
 

        Школа… Учитель… Эти слова не воспринимаются отдельно друг от друга, но первым, так уж получилось, в моей жизни было слово «учитель». Оно завладело всеми моими мыслями и чувствами ещё в пятилетнем возрасте. Ни разу с этого момента я внутренне не сомневалась в своем призвании. Тяжело вздыхала, смирившись, мама: что поделаешь – мечта…
       Мечта родилась в стареньком доме рядом с теплой побеленной печкой в тихие зимние вечера, когда мама, придя с работы, читала мне вслух. Может быть, это мое детское воображение, а может, и действительно, она читала так эмоционально и выразительно, что хотелось, чтобы этот момент не заканчивался. Подражая ей, я читала – куклам, коту, неизменному спутнику детских игр, детям в садике – и играла «в учителя».
      Уроки литературы в школе, прекрасные учителя дали мне возможность ещё больше соприкоснуться с загадочностью художественного слова, с тайной притягательностью профессии.
И вот мечта сбылась – я учитель. Но моя профессия остается для меня тайной и притягательной, неповторимой и непредсказуемой каждое мгновение. Я чувствую себя причастной к особому миру, уникальной системе, объединенной маленьким и одновременно огромным, непостоянным и удивительно целостным элементом под названием ребенок.
      Что есть учитель?
      Думаю, самая главная его черта – любовь к детям. Учитель помогает изучать не только науку, но и мир вокруг, и мир в себе, учит постигать красоту, доброту, истину, любовь… Успех детей – это мой успех. Их неудачи – мои неудачи. Я люблю детей такими, как есть, стараюсь сопереживать, сочувствовать, содействовать, они в ответ отвечают мне тем же. И это дает силы жить, радоваться, работать.
      Учитель помогает познавать мир, значит, он должен знать все необходимое, чтобы выполнить все возможное. Это прежде всего Личность, ибо только такой педагог имеет право Учить и Воспитывать Личность. Это обязательно личность саморазвивающаяся, самосовершенствующаяся, интересная себе и окружающим, к чему я стараюсь стремиться.
На мой взгляд, учитель – это человек, у которого есть непоколебимая внутренняя уверенность в том, что он есть и не может быть иным, человек, способный принести что-то в жертву ради своего призвания.
      Что есть учитель русского языка?
Урок русского языка и литературы – действительная жизнь, проживание и осмысление которой свершается здесь и сейчас, это возможность постигать глубокий и многогранный внутренний мир, тайны души, мира посредством языка, образов, символов. Поэтому на уроках я пытаюсь вдохнуть в своих учеников «легкое дыхание» живой речи, основанное на чувстве слова и ощущении его красоты, мелодичности, на восприимчивости чувственных ассоциаций…
      Своей главной задачей считаю научить не просто читать художественное произведение, а помочь вслушаться в музыку слов и фраз, интонацию и скрытый подтекст диалога, соразмышлять и сопереживать героям, зримо воображать художественный мир произведения. Мне хочется воспитать в лице своих учеников хороших читателей, способных увидеть глубины художественного текста, чтобы восприятие настоящей литературы вызывало у них эстетическое наслаждение. Такое постижение литературы есть просветление ума, воспитание души, воспитание личности.
      Учитель для меня – это, прежде всего, проповедник истинного слова и слова истины, мастерски владеющий речью, чтобы иметь возможность передать мысль и чувство в их глубинно-звонкой чистоте. И я стремлюсь быть проводником в этом пути к сокровищам литературы, жизни. Этот путь труден и тернист, потому что «воспринимать искусство, может быть, столь же трудно, как и творить его», – говорил ещё в середине XX века А.Н.Толстой.
      Почему во всем «я стремлюсь», а не « я есть»?

       Потому что моя мечта все еще со мной, она зовет, заставляет думать, развиваться, творить.

       Я учитель? Я учитель. Я стремлюсь быть Учителем!

       Это моя мечта и моя философия.